Вторник, 16 октября 15:08
Сейчас +14 Вечером +7…+10
USD 65,75 ▼-0,23 EUR 76,05 ▼-0,45

Але­хин о бу­ду­щем про­мыс­лов, про­бле­мах ту­риз­ма и «Зо­ло­том коль­це»

2 августа 2018 года, 13:26

Директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Алексей Алехин рассказал в интервью РИА «Время Н» о том, какое будущее ждет промыслы, о проблемах туризма в нашем крае и шансах на «Золотое кольцо».

Алексей Алехин

Как реформировать народные художественные промыслы?

— Новый праздник может появиться в России — день народных художественных промыслов. Инициатором выступает наш регион. Почему этот праздник должен появиться в календаре и как он должен помочь развитию промыслов?

— Официальный праздник — это не просто день в календаре, а еще и обширная программа подготовки к нему. День НХП позволит привлечь внимание к промыслам, к нашей истории и помочь в поиске идентичности жителям Нижегородской области и всей России. Очень важно, чтобы люди обращались к своим корням. Праздник лучше всего проводить в местах традиционного бытования НХП, чтобы гости могли увидеть территории, где промыслы зарождались.

— А в какие даты предлагается праздновать день НХП?

— Если говорить о времени проведения, то логично это делать в пик туристического сезона, то есть летом.

— В каком состоянии народные художественные промыслы Нижегородской области сейчас? Какие проблемы и задачи вы считаете самыми приоритетными?

— По разным оценкам, в Нижегородской области расположены от трети до половины всех российских художественных промыслов.

Исторически люди хотели украсить свой быт. Так родилась та же самая хохломская роспись на речке Хохломка. Мастера делали посуду и сувениры, которые потом продавали на ярмарках.

Сегодня предприятия НХП не в самом хорошем состоянии и им необходима дополнительная государственная поддержка. Основной вопрос, который необходимо решить, на мой взгляд, — переориентация предприятий на выпуск востребованной покупателями продукции. Такая рыночная направленность очень важна.

Однако, начиная выпуск новой продукции, нужно изучить принципы и правила создания хохломской, городецкой или любой другой росписи. Сначала мы изучаем основы, потом идем дальше. На мой взгляд, это очень важный подход для сохранения промыслов.

— Что можно сделать для развития промыслов?

— Готовить новые кадры, привлекать молодежь к созданию новых образцов продукции, чтобы сами потребители вовлекались в процесс создания чего-то нового. Очень хочется провести конкурс среди молодых дизайнеров на создание новых образцов, например, элементов одежды.

— А где в нашем регионе учат на мастеров НХП?

— В Семеновском техникуме можно получить профессию мастера хохломской росписи, а Павловский техникум готовит специалистов по металлообработке. Также есть большое количество «кустарей», которые передают свой опыт из поколения в поколение. Правильно это или неправильно — дискуссионный вопрос. У кого могут быть права на создание образцов росписи: только у предприятия, или еще и у местных жителей?

Мы должны создать условия, чтобы профессионалам было интересно работать и получать достойную зарплату. Но необходимо, чтобы отрасль развивалась не за счет госсубсидий, а за счет комплексного развития. Скоро стартует федеральный проект «ТЕТРА», предусматривающий поддержку территорий традиционного бытования народных художественных промыслов (по аналогии с поддержкой моногородов). Нижегородская область может стать пилотной зоной по реализации этого проекта.

Я абсолютно согласен с точкой зрения главы региона Глеба Никитина, что продукция народных художественных промыслов не должна конкурировать в низком ценовом сегменте с продукцией иностранного производства, так называемой штамповкой. Да, мы говорим, что это те же самые ложки, но каждая наша ложка расписана вручную мастером. Это должно быть произведение искусства, и естественно, оно должно стоить дорого. И специалист, который его делает, должен получать достойную оплату за свой труд.

Туризм и мундиаль: что ждет регион дальше?

— Как вы оцениваете результат ЧМ для туристического рынка отрасли и, в частности, для развития промыслов?

— Если говорить про туризм, то, мне кажется, самый важный результат Чемпионата в том, что жители и представители туристической отрасли увидели, к чему нужно стремиться: к этому ощущению праздника в городе. Соответственно, наша задача сейчас — организовывать такие события и мероприятия, на которые люди захотят приезжать из других регионов и стран. Мундиаль стал хорошим толчком для туристической отрасли. Мы реализовали все, что хотели. Например, организовали курсы иностранных языков для экскурсоводов, разработали тематические и экскурсионные маршруты.

— Какие проблемные моменты удалось выявить в это время? Или мы прошли проверку?

— Мы прошли проверку, причем даже лучше, чем рассчитывали. Конечно, всегда есть над чем работать, в первую очередь, над увеличением известности Нижнего Новгорода и Нижегородской области за их пределами. И для этого необходимо максимально использовать волну впечатлений от Чемпионата мира. К тому же туристическая инфраструктура к приему гостей готова.

Когда я получал FanID, то поставил во дворе дома машину. Вышел, пытаюсь вспомнить, где именно. Буквально через 30 секунд подходит местная жительница и предлагает помощь. Хотя ее реакция могла бы быть совершенно другой. Чемпионат показал, что Нижегородская область может принимать гостей, а ее жители открытые и дружелюбные.

— В разговоре с журналистами вы сказали, что Нижний Новгород сохраняет некое наследие закрытости. Как от него, на ваш взгляд, можно избавиться?

— Пока мы сами не полюбим наш город, посыл негатива будет идти вовне. Конечно, речь не идет о том, что постоянно ходить в розовых очках, но видеть только плохое тоже нельзя. Городу и области есть, что показать туристам — это и новая набережная, и большое количество музеев, и удобная инфраструктура. Мы сделали первый шаг к тому, чтобы полюбить себя, важно продолжать идти по этому пути дальше.

— Как после мундиаля будет развиваться туризм в регионе?

— Очень хочу верить, что активно и успешно. Все силы наш департамент к этому, естественно, приложит. Если мы говорим, например, про деловой туризм, то необходимо проводить больше бизнес-мероприятий. Если про религиозный туризм — тогда нужно больше рассказывать про храмы и монастыри, создавать условия для того, чтобы к нам могли приехать самые разные люди, с разным уровнем достатка. Кто-то готов остановиться в самых скромных условиях, кто-то хочет более комфортных, мы должны показывать, что и та и другая возможность у них есть.

— По статистике, к нам приезжают на два-три дня, есть ли смысл и возможность увеличить средний срок пребывания туриста в городе?

— Конечно, хочется, чтобы вместо двух-трех дней туристы оставались в городе на две недели или месяц. Но современный мир очень активный, подвижный, люди не могут себе позволить так долго находиться в отпуске. Кроме того, для долгосрочного отдыха есть другие направления. Да, у нас есть базы отдыха, где можно пожить неделю-две с большим удовольствием, но, если мы говорим про массовый поток, то он краткосрочный. Поэтому, прежде всего, стоит работать над увеличением туристско-экскурсионного потока.

— Вы также ранее говорили о том, что видите развитие туризма в создании кластеров. По какому принципу, и какие предприятия могут входить в кластеры? Какие преференции они получат? Что это может принести региону?

— Кластерный подход — это совокупность различных объектов и условий, которые, может быть, на текущий момент не так сильно связаны. Для развития круизного кластера необходимо создавать условия по приему теплоходов. Есть города вдоль Оки и Волги, которые не обладают возможностями для того, чтобы к ним причаливали теплоходы. Нужно делать причальную стенку, благоустраивать набережную и создавать объекты для показа туристам. А дальше, совместно с предпринимательским сообществом, развивать там рынок общепита, гостиничную, туристическую инфраструктуру. В результате будет достигаться синергетический эффект для всех жителей.

В Нижегородской области есть малые реки — Ветлуга, Сура — которые также могут стать частью туристической инфраструктуры. Наша задача — выстроить цепочки взаимодействия между бизнесом в разных городах области, чтобы предприниматели могли заранее планировать свой бизнес.

— Вы говорили о том, что летом будет подана заявка на включение в «Золотое кольцо» Городца. На какой стадии процесс сейчас?

Сейчас завершается подготовка документов, и мы, действительно, летом планируем заявку подать. Но мы не можем гарантировать, что в следующем году Городец будет в «Золотом кольце», очень много нюансов. Городец, все-таки, не находится географически в границах «кольца», он немного в стороне. Однако если Городец не будет включен в «Золотое кольцо» (а и такой вариант развития событий вероятен), то будем создавать свои «кольца», свои яркие турмаршруты и бренды.

«Лидеры России»

— Почему вы решили принять участие в «Лидерах России» и как оценивали свои шансы и шансы других участников?

— Это далеко не первый конкурс, в котором я участвовал. Когда жил в Москве, принял участие в конкурсе «Кадровый резерв. Профессиональная команда страны» и стал лауреатом по Москве. Тогда сложилась очень интересная команда, с которой до сих пор общаемся, хотя это было в 2008 году. Это новые возможности, новые контакты, плюс мотивация проверить себя. Мотивация (на «Лидерах России» — прим. ред.) была точно же такая. Какой-то абсолютной уверенности в своей победе не было, было интересно посмотреть, до какого этапа смогу дойти. Сейчас мы общаемся со многими участниками конкурса от Нижегородской области. Это очень активные люди. На федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос создания клуба участников «Лидеров России».

— Почему вы согласились возглавить департамент развития туризма и НХП? Насколько вам близка эта сфера?

— Отрасль туризма для меня очень близка, я являюсь экспертом по классификации гостиниц и иных коллективных средств размещения. И хоть я уже не работаю в этой сфере, статус эксперта не снимается при переходе на государственную службу. Кроме того, я проводил стратегические сессии по туризму. Один из проектов реализовывали совместно с Романом Пономаренко (руководитель НРООИ «Ковчег» — прим. ред.) по экскурсиям для людей с ограниченными возможностями здоровья по Нижнему Новгороду. И когда от главы региона поступило предложение возглавить департамент развития туризма и НХП, я с большим удовольствием принял это предложение. Это возможность быть полезным и для области, и для отрасли, которая мне интересна.

Текст: Корр. Евгения Фондеркина

Картина дня
Рекомендуем
Политика
Глеб Никитин: год в Нижегородской области
26 сентября 2017 года указом президента России Владимира Путина Глеб Никитин был назначен врио губернатора Нижегородской области. Ровно через год состоялась его инаугурация в качестве губернатора. Что произошло за этот срок в материале РИА «Время Н».
Политика
Баранов о семье, работе депутата и планах на будущее
Новый депутат Законодательного собрания Нижегородской области по округу № 6 Артем Баранов поделился своими планами на будущее и впечатлениями о первых днях работы в региональном парламенте с читателями РИА «Время Н».
Общество
Прививки от гриппа: семь вопросов о вакцинации
Осень — традиционная пора простуд и гриппа. И, несмотря на то, что пик заболеваемости ждут только в декабре, в регионе стартовала кампания по вакцинации. Корреспондент РИА «Время Н» собрала ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Общество
Радиола 96,4 FM угощает обедом весь офис
На правах рекламы. Возрастное ограничение:18+.